Интернет-маркетинг для бизнеса по всей России
+7 (495) 256-02-65


Как написать вступление — так, чтобы огонь, а не «вода»

В первом абзаце необходимо сформулировать тезис: о чем пойдет речь и зачем читать статью. Разбираемся, как это сделать так, чтобы огонь, а не «вода».

Начинать трудно всегда, как говорил Гришковец. Мне знаком ступор перед белым листом. По работам своих авторов я вижу, что они тоже борются с этой проблемой: что написать в первом абзаце, чтобы огонь, а не «вода»?

В первом абзаце надо коротко написать, о чем дальше будут эти «много буков»: преамбула в 1-2 предложения и основная мысль, или тезис — еще 1 предложение. Преамбулой можно пренебречь, если нет вдохновения (откуда его взять, напишу в другой раз), а вот без тезиса — никак. 

В работе мы вывели простой приём, как сформулировать основную мысль за 2 минуты, при этом ёмко и не «спасибо, Кэп». 
 
 
Формул
«О том, как [тема, заголовок статьи], которое [помогает создать рай и обрести гармонию лично вам], — в статье».
 
Например. Писала я статью про аренду торговых помещений.

Давайте разбираться. Чтобы составить емкий тезис, нам нужны два компонента:
1. О чем пишем?
2. Какую проблему читателя эта статья решает?

Итак, первое - это тема статьи. Здесь все просто: как выбрать торговое помещение (для аренды). Теперь посложнее — о проблеме читателя. Ответ не всегда лежит на поверхности. 
Когда я начинала писать эту статью, думала: напишу про нормативные документы, порядок действий и требования к помещениям. Так как у меня нет опыта аренды торговых помещений, а информация в интернете противоречива и нуждается в проверке, я поехала к экспертам.

Моим экспертом был Николай Демьянов, который в свое время открывал сеть аптек «Первая помощь», а потом еще долгое время работал агентом по коммерческой недвижимости.

Он рассказал мне, что торговое помещение — такой же инструмент маркетинга (читай «привлечения клиентов и получения прибыли»), как сайт или мои тексты. Оно не имеет каких-то одних жестких требований к «внешнему виду»: на критерии выбора помещения влияет бизнес-модель владельца, позиционирование компании и ее целевая аудитория.

Таким образом, торговое помещение — это не чтобы было, куда товар красиво положить. Это чтобы привлекать именно свою аудиторию и зарабатывать деньги. 

В итоге получилось вот так:
Тема: «Как снять торговое помещение».
Пишем тезис по формуле, получаем: Как снять торговое помещение, которое поможет зарабатывать больше.

Когда я писала статью, то формулу еще не вывела и действовала интуитивно. В оригинале у меня написано: «Как снять торговое помещение в аренду и заработать на этом, рассказываем в этой статье». Тоже неплохо, я считаю.
 
 
 
Прием работает не только для информационных статей, когда вы разбираетесь в чем-то вместе с читателем и в заголовке задаетесь вопросом «Как...?», но и для статей-кейсов, хотя со своими особенностями.

Если в инфо-статье важно концентрироваться на ценности для читателя, то история — это в первую очередь развлекательный жанр, а потом уже учебник жизни. Обещать в таких текстах вселенскую пользу странно и неуместно. Поэтому там этот же прием применяем немного иначе.
 
Тезис в статье-истории: 
«О том, как [герой истории достигал цели] и что из этого вышло, рассказываем в статье».
 
Один из авторов, с которым я работаю, пишет классные истории о предпринимателях. Она находит реальных героев, берет у них интервью, делает фотографии, пишет им сотни писем с уточняющими вопросами, а потом облекает это в крутые тексты.

Я пробовала так делать - это адский труд. Среди моих знакомых тоже есть герои, о которых можно написать классную историю. Сначала все идет хорошо, герои с готовностью принимают предложение об интервью. Дальше отправляешь вопросы — и в ответ тишина. Говоришь, давай встретимся, когда тебе удобно — да-да, но давай позже, сейчас некогда...

Но даже когда получается добиться встречи и собрать материал — это еще нужно переработать в интересный и логичный текст. Поверьте, из людей выплескивается такой сумбур, что никакая бумага не стерпит. 
В общем, я забила. А Ира — делает!
 
 
 
У нас была задача написать статью про бизнес-план. 

Ира нашла героя — Игоря, который раньше работал журналистом, но решил открыть кофейню на свои сбережения. Рисковать деньгами не хотелось, поэтому он написал бизнес-план, в котором учитывал расходы и прикинул прибыль. Но Игорь гуманитарий, поэтому статья получилась особенно интересной.

Когда статья выйдет, дам ссылку. А пока вот тезис из первого абзаца статьи про Игоря: «Перед тем, как запуститься, Игорь написал бизнес-план. Что он в нем учитывал и какие ошибки допустил — в статье».
Прием формулировки тезиса «о том, как [тема + ценность] — в статье»заставляет автора разобраться с ценностью текста для читателя, помогает в явном виде обозначить цель.

Хорошо работает для информационных текстов и статей-историй, но не применим для статей-рассуждений, которые отвечают на вопросы «зачем?» и «Почему?». Там другие принципы построения текста — о них когда-нибудь в другой раз.

Ёмких первых абзацев!

 

Подпишитесь на рассылку

Присылаем только полезный контент - никакого спама

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.