Я хотела провести крутой день рождения и написала в чат друзей большую организационную портянку — и чуть всё не профакапила! В статье рассказываю, как и почему мой текст отпугнул и запутал людей. А еще рассказываю, как правильно.
Я работаю с текстом и привыкла все жизненные проблемы решать с помощью букв и слов. Если не написано или не сказано — для меня это значит «не было». Но если написано или сказано, то тут уж нет права на ошибку.
Сама относясь к текстам очень внимательно, я считала, что все остальные делают так же — но я ошибалась. Так вообще никто не делает.
Мы с мужем решили провести совместный день рождения и организовать вечеринку. Определились с программой мероприятия, списком гостей и сделали чат во Вконтакте. Я написала организационный пост.
Мне понадобилось 4 скриншота, чтобы показать масштабы вступительного поста
В этом посте есть всё:
Первый вопрос был задан нам в личку: «я хочу пойти с женой, почему вы ее не пригласили?»
Затем в чате: «сорри, 10-го числа мы не можем (событие 21 октября, а не 10-го)».
Далее: «а для детей программа будет?».
По скорости голосования и кулуарной обратной связи, выяснилось, что сценарий игры люди выбирали не на основании описания на сайте, а на основании моего примера, который почему-то сочли имеющим отношение к сценарию «Тайны Венеции».
Я думала: «Да как так-то?! Ведь все же написано!»
Проблема в том, что я хотела сэкономить собственные силы и время, поэтому написала сразу про всё, не подумав о контексте моих читателей, и перегрузила их информацией.
Думайте о контексте читателя и времени, которым он располагает. Вполне возможно, ему нет до вас дела
Когда пишете текст, заранее подумайте, в какой ситуации находится читатель, что он делает и сколько времени готов уделить новому контенту. То есть если он сидит в очереди в Сбербанке или на почте, то вы можете рассчитывать на длительный контакт, хоть и довольно рассеянный — актуально для авторов познавательных плакатов и рекламных брошюр.
Если вы пишете письмо для рассылки, то получите более внимательный отклик, потому что человек добровольно на вас подписался, вы ему интересны, и он специально найдет время для чтения. Либо не будет читать вообще и удалит письмо, не открывая, потому что подписался ради скидки 500 рублей.
Я писала в чат своих друзей и знакомых, поэтому могла рассчитывать на лояльность аудитории — хотя бы прочтут. Но чат — это не личка, ответственность собеседников коллективная, то есть никакая. Поэтому можно читать по диагонали, особенно если ты занят на работе.
Результат — друзья восприняли не всю информацию, да еще и с ошибками. Если учесть, что я просила отписаться тех, кто не сможет участвовать, мы могли кого-то нечаянно потерять.
Во-первых, задаться вопросом, чем он будет занят, когда увидит сообщение. Я писала в Вк в рабочее время, значит мои читатели были по уши в делах. Степень внимания — низкая. Следовательно, мой пост должен был быть либо короче, либо отправлен в другое время — после работы.
Во-вторых — сколько времени вам будут готовы уделить. Количество времени у читателя определяет объем текста и его сложность. Реклама неспроста короткая. Неспроста в Твиттере 140 символов.
Моя ошибка — в огромном и сложном тексте. Там много событий и возможных действий, куча новой информации, а в рабочее время не стоит рассчитывать на продолжительный и вдумчивый контакт.
В-третьих — определитесь, что вы хотите, чтобы читатель сделал после прочтения. В моем тексте как раз было предложено простое целевое действие — выбрать сценарий игры. Но это было не единственное действие! Еще надо было понять, идти ли вообще, удобно ли это время, нравится ли программа, можно ли взять кого-то с собой, надо ли куда-то девать детей...
Правильное решение: разделить на несколько сообщений — каждый со своим действием — а не пихать все в один пост.
Попробуем исправить мой текст.Для этого соберем входные данные.
Мои задачи на текст:
Контекст читателей: рабочее время, середина дня, все заняты. Лояльность высокая, степень внимания — низкая.
Целевые действия:
Для одного текста — слишком амбициозно. При этом в мессенджере Вконтакте нет возможностей для форматирования текста, кроме деления на абзацы. Попробуем разделить это на два поста. Поехали!
Тема поста | О чем написать в посте | Ценность для читателя | Целевое действие |
На наш день рождения — игра | Будет игра — квестория
Квестория — это ролевая игра Это весело! Проводим 21 октября, вск. Без детей. По цене — от 2000 рублей с человека |
Я смогу интересно и весело провести время в хорошей компании
За меня все организуют Мне не надо ломать голову над подарком |
Сможете ли вы прийти на таких условиях? Прикручиваем опрос и собираем ответы:
|
Выбираем сценарий игры | Есть два сценария — ссылки и краткое описание. Надо выбрать | Я могу выбрать сценарий, который мне больше нравится | Опрос: выберете один из двух сценариев:
|
Насколько такой подход сработал бы, я уже не узнаю. Письменная коммуникация не дает права на ошибку — придется разгребать то, что есть. В очередной раз убеждаюсь, что текст — это разумный эгоизм в лучшем его проявлении.
Чтобы достичь своих целей с помощью текста, нужно постоянно думать о других.
Присылаем только полезный контент - никакого спама